Вот пример гонений на христиан

Собранные еще до революции этнографические материалы неоспоримо свидетельствовали о том, что народное сознание оставалось в известной степени полуязыческим [<a href="#s1" name="p1" title="посмотреть примечание»>1].За годы гонений влияние христианства на религиозную жизнь народа стало еще меньше. Но было бы наивным полагать, что место, высвобожденное христианством, заняли осознанные атеистические убеждения. Просто языческие инстинкты, раскрепощенные отсутствием христианского воспитания, принялись за работу и даже атеизм превратили в религию. По верному замечанию российского востоковеда, «внутри идеологической системы советского общества шло хотя, скорее всего, и не завершилось, — формирование своеобразных религиозных представлений, в структуре которых воспроизводились многие черты классических нетеистических религий. Этот процесс шел, разумеется, неосознанно и без какого-либо серьезного влияния со стороны эмпирического Востока… Сходство социально-экономических систем Древнего Востока и «социальной архитектуры» тоталитаризма XX века не осталось без существенных последствий и в духовной области… О. Э. Мандельштам, говоривший о «буддийской Москве», о «могучем некрещеном позвоночнике» и о «пращурах, растворенных у нас в крови», написал в 1932 г. стихотворение, в котором грандиозность катастрофы, вселенский масштаб «провала в архаику» подчеркивает биологическая аналогия: «Роговую мантию одену, От горячей крови откажусь, обрасту присосками и в пену Океана завитком вопьюсь. Мы прошли разряды насекомых С наливными рюмочками глаз… Он сказал: довольно полнозвучья, — Ты напрасно Моцарта любил, Наступает глухота паучья, Здесь провал сильнее наших сил»» [<a href="#s2" name="p2" title="посмотреть примечание»>2].Нетрудно было предвидеть, что, после того как в стране начнется религиозное пробуждение, эти «буддийские москвичи» и советские язычники придут в Церковь с желанием и ее перекроить на свой «некрещеный» лад. И естественно было бы предположить, что в этой ситуации церковная иерархия и остатки разгромленных богословских сил постараются не допустить архаизации уже собственно церковной жизни. Если в былые столетия Церковь видела опасность «двоеверия» и пусть не всегда успешно, но боролась с ним, то теперь, наученная горьким опытом, она тем более должна была бы действовать осторожно-предусмотрительно и заранее установить — по крайней мере в своих школах и в своих изданиях — мощные «фильтры», которые отсеивали бы языческие «фоновые шумы» в сознании и в творениях людей, желающих публично делиться своим духовным опытом.К сожалению, этого не произошло. Заведомо языческие представления проникли и на страницы церковных изданий. Более того: оккультные симпатии обнаружились у самого духовенства, причем не у рядового, а у элитарного — того самого, которое призвано заниматься религиозным образованием и миссионерством.Для меня самого оказалась неожиданной тема, которой посвящена эта книга. Грань между христианством и оккультизмом казалась настолько ясной и очевидной, что ни о каком оккультизме внутри Православия не могло быть и речи. Да, можно говорить о народном «двоеверии», о пережитках язычества и магии в народном понимании церковной обрядности, о замене церковных традиций полуязыческими или прямо языческими привычками… Но нельзя было и предположить, что фольклорно-магическая составляющая низового сознания вдруг явит себя в книгах, издаваемых от имени Церкви и с ее официального благословения. И потому о начинающейся книге я вынужден сказать: это книга, которую мне менее всего хотелось бы написать.В ней пойдет речь о том, что для многих людей может оказаться чем-то соблазнительным, противоречащим тем представлениям о Церкви и ее служителях, которые сложились в их сознании. В этой книге речь пойдет о внутрицерковных проблемах. И сама эта книга

Найти книгу…

Книга:`Оккультизм в православии`Собранные еще до революции этнографические материалы неоспоримо свидетельствовали о том, что народное сознание оставалось в известной степени полуязыческим [1].За годы гонений влияние христианства на религиозную жизнь народа стало еще меньше. Но было бы наивным полагать, что место, высвобожденное христианством, заняли осознанные атеистические убеждения. Просто языческие инстинкты, раскрепощенные отсутствием христианского воспитания, принялись за работу и даже атеизм превратили в религию. По верному замечанию российского востоковеда, `внутри идеологической системы советского общества шло хотя,